Презентация"Организация профессиональных проб и социальных практик в процессе формирования коммуникативных компетенций у школьников" 


11 мая 2017 года на базе МБОУ «Сибирская СОШ № 2» проходила экспертиза лучших практик образовательных организаций по 8 направлениям реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

   Моисеева Оксана Владимировна, учитель начальных классов, представила опыт работы школы по теме: «Организация профессиональных проб и социальных практик в процессе формирования коммуникативных компетенций у школьников».

Актуальность данного опыта в том, что стандарты второго поколения предусматривают достижение новых личностных образовательных результатов, среди которых – профессиональное самоопределение учащихся.

Перед нами была поставлена задача выстроить такой процесс самоопределения, который помог бы обучающемуся не только выбрать профессию, род деятельности, но и обогатил бы их опытом коммуникативного взаимодействия в профессиональной сфере.

До настоящего времени у коллектива школы уже был опыт организации образовательных практик и проб, но представление о том, как должно быть выстроено тьюторское сопровождение процесса отсутствовало.

Педагоги школы в ходе проведения профессиональных проб создают условия, моделирующие основные элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Участвуя в реальной профессиональной деятельности, старшеклассники соотносят себя, свои желания, возможности, умения и те требования, которые предъявляют к представителям выбранной профессии. На основе этого соотнесения, ученик либо укрепляется в своем выборе, фиксируя свои дефициты или сильные стороны, или отказывается от профессии.

Данный проект дал возможность отработать новые механизмы и формы сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, культуры и предприятиями поселка Иртышский.

Нами была разработана модель организации профессионально-коммуникативных проб (ПКП) в школе. В соответствии с заданной моделью ПКП проходили в три этапа.

На первом этапе для учащихся организовывались презентационные мероприятия, предлагался ряд ПКП, а именно: «Аниматоры», «Библиотекари», «Спасатели», «Экскурсоводы», «Правоведы». Учащимся разъяснялись правила прохождения ПКП. Подростки осуществляли выбор на добровольной основе. Пять учащихся из сорока пяти воспользовались помощью тьютора.

Социальные партнёры организовали экскурсии для обучающихся в следующие учреждения поселения: СДК «Иртышский», Школу искусств, сельскую библиотеку, ЗАО «Иртышский», детский сад, отделение полиции, отделение пожарной части. Подростки познакомились с местом прохождения ПКП. На добровольной основе обучающиеся осуществляли выбор профессионально-коммуникативных проб и записывали обоснование данного выбора в рефлексивном дневнике.

Второй этап предполагал непосредственное прохождение самой пробы.

На данном этапе с учащимися работал руководитель профессионально-коммуникативной пробы (учитель) и эксперт (социальный партнер).

Участникам ПКП был предложен ряд профессиональных коммуникативных ситуаций (ПКС). Каждая ПКС содержала коммуникативную задачу, которую обучающийся должен был решить.

Так участие в ПКП «Библиотекарь» помогло обучающимся получить опыт общения с читателями, работниками библиотеки. Во время прохождения пробы ребята почувствовали себя не только настоящими библиотекарями (они заполняли формуляры, работали с каталогами). Особенно запомнилась участникам ПКП акция «Бросай мышку – читай книжку». Проведению акции предшествовала подготовительная работа: ребята сделали закладки для книг с мотивирующими надписями, призывающими больше читать, написали письма юным читателям. Акция привлекла внимание детей, особенно персонаж в образе великого поэта.

В рамках ПКП была организована группа «Аниматор». В группу входили учащиеся 8-х классов, желающие творчески проявить себя в качестве организаторов различных мероприятий: праздников, игр и аттракционов. Особенно запоминающимся мероприятием явился праздник «День Нептуна», который стал значимым событием для участников профессионально-коммуникативной пробы. Проведению праздника предшествовала подготовительная работа: ребята написали сценарий и предоставили заместителю директора по воспитательной работе В.С.Колесниковой, приняли участие в создании костюмов и атрибутов к ним, провели несколько репетиций на базе СДК и школы. Многие впервые проявили и раскрыли свои артистические способности. Вторым значимым мероприятием явился праздник «Новый год в разгаре лета», проводимый для разновозрастных групп детей детского сада. Само название праздника и новогодние костюмы породили удивление и восторг как детей, так и воспитателей. В период подготовки участники ПКП овладели организаторскими навыками проведения праздников.

Уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся фиксировался педагогом в процессе наблюдения за подростками, в ходе бесед ними, и обсуждался в рамках круглого стола. Педагог заполнял оценочные листы. Множественность ПКС помогла подростку попробовать себя в разных ситуациях общения, выявить проблемные зоны, получить консультацию руководителя ПКС, эксперта, тьютора.

На третьем этапе прошли презентации полученного опыта профессиональной деятельности в группе участников ПКП, был проведен анализ рефлексивных дневников, который велся на протяжении всей ПКП. Оценивание педагога дополнилось отзывом социального партнера (эксперта - куратора) практики. Результаты оценивания педагога соотносились с самооценкой. Таким образом, оценка дополнялась, развивая регулятивные умения подростка.

Данная рефлексия осуществлялась в соответствии с разработанными критериями результативности коммуникативной деятельности.

Мониторинг реализации проекта показал, что все участников ПКП (на разном уроне) справились с выполнением коммуникативных задач.

Все участники проб пришли к мнению, что значительная часть профессионально-коммуникативных умений является общей.

На итоговом заседании творческой группы «Профессионально-коммуникативные пробы как способ формирования коммуникативных компетенций в рамках выбранной профессий» участниками проекта были сделаны следующие выводы:

- есть группа коммуникативных умений в сфере оказания услуг, которые являются межпрофессиональными, а именно: установление доброжелательного контакта, умение общаться с пользователями услуг, выявление запроса посетителя (умение услышать, резюмировать, задать вопрос), способность оперировать имеющимися знаниями и навыками для решения возникающих задач;

    • коммуникативные умения, необходимые для решения творческих и проектных задач, являются метапредметными;

    • для ребят организация ПКП и ее проведение явилась необычной деятельностью, что мотивировало их к участию в ПКП еще раз;

    • ПКП дают возможность обучающимся приобрести базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности и получить опыт не только сознательного выбора сферы профессиональной деятельности, но и опыт профессионально-коммуникативного взаимодействия.

 

Comments are closed.